«Киров. Лес» не про «Кировлес»
Несмотря на неожиданное название, большого ажиотажа вокруг нового спектакля драмтеатра не было. «Киров. Лес» оказался одной из историй о помещиках, простых людях и нравах ушедшей эпохи
Призма драмтеатра, через которую он посмотрел на «Лес» Островского, оказалась весьма неоднозначной
Каждое из кировских изданий за несколько дней до премьеры норовило найти связь новой постановки главного режиссера театра Константина Солдатова с уголовными делами скандально известного предприятия «Кировлес». Но попытки оказались тщетны — спектакль поставлен по пьесе Александра Островского «Лес». Во всех афишах и новостях значится: «Киров. Лес» — это взгляд театра на нашу действительность сквозь призму пьесы Островского.
По сценарию комедии, напомним, молодой человек из столицы (Буланов) приезжает в провинцию, чтобы найти средства к существованию. Однако оказывается, что в маленьком городке и усадьбе «Пеньки» свои правила и игры. Так, одинокая помещица Раиса Гурмыжская составляет «разумные» планы: женить бедную воспитанницу на том самом Буланове и не допустить приезда единственного своего законного наследника — племянника Несчастливцева. Деньгами делиться ей ни с кем не хочется. Потом появляется еще один вариант развития событий — завести молодого любовника. Ее планы нарушает как раз тот самый племянник покойного мужа, о котором она только слышала и от которого получала подарки.
Конечно, без леса «Лес» не обошелся. К Гурмыжской приходит купец Восмибратов, просит ее продать участки, торгуется, а еще предлагает в качестве жениха юной воспитаннице помещицы своего сына. Та, конечно, отказывается — у нее совсем другие планы на девушку.
С текстом Островского спектакль практически не спорит. Все диалоги выдержаны в духе времени и ласкают слух прекрасным слогом известного классика. Но вот призма, через которую режиссер создал визуальные образы, пожалуй, вызывает вопросы. Почему наша действительность оказалась совсем не нашей, а реальностью то ли 70-х, то ли начала 80-х? Почему помещица, ее воспитанница и купцы одеты в костюмы с отсылом на стиль и моду конца XIX века (когда и происходило действие известной комедии), а тот же Буланов, например, ходит в обычном спортивном костюме, как «гопники» 90-х? В «заставках» между сценами актеры берут гитары, надевают парики с длинными волосами и устраивают дискотеку 50-летней давности. Это тоже к чему? А, главное, где же наше время? Его нет.
Конечно, финал очевиден: интриги и денежные игры никогда ни к чему хорошему не приводят. Но кировской аудитории, кажется, этой глубокой мысли не хватило: аншлага не было, а некоторые зрители уходили со спектакля в антракте. Вряд ли, конечно, они, начитавшись кировских СМИ, ожидали увидеть историю об известном политике Навальном. Но надо заметить, что она могла бы оказаться более актуальной и интересной, чем Островский в такой «современной» интерпретации. А еще зритель не смеялся. А спектакль обещался быть комедией.
Елена Окатьева
Lena.okatieva@ya.ru