Вятка в погоне за туристами
Киров не утрачивает амбиций стать центром притяжения туристов. На минувшей неделе наш город принимал финалистов всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир — 2017»
Отложенная эмоция
Анна Шакина, заместитель министра культуры Кировской области, пояснила, что на конкурс заявилось 38 регионов страны, которые представят 294 сувенира.
— Это один из немногих проектов в сфере туризма, который привлекает в наш регион представителей из многих субъектов, — пояснила она. В «Центре развития туризма Кировской области» отмечают, что сувенир — это важная часть любого путешествия. Так, директор учреждения Елена Данюшенкова назвала его «отложенной эмоцией»:
— Когда мы приезжаем домой, смотрим на него, рассказываем своим родным о том месте, где мы его приобрели, тем самым зачастую побуждаем своих близких и друзей посетить тот регион, в котором этот сувенир был куплен. Поэтому фестиваль туриндустрия рассматривает как шанс еще раз презентовать Кировскую область.
По словам Данюшенковой, это хорошая возможность рассказать о нашем туристическом потенциале, показать наше гостеприимство большому количеству регионов и федеральных экспертов, среди которых будут и известные туроператоры.
От бересты до бивней мамонта
В конференц-зале, где проходила выставка и работала экспертная группа по оценке сувениров, многолюдно. Все происходящее напоминает современную ярмарку или арт-маркет. Достаточно осмотреть пару столов, чтобы понять, что сувениры уже не те: они стали современней. Так, мастера из Челябинской области переосмыслили историю «Кыштымского карлика» — странного «существа», останки которого были обнаружены в регионе в 1996 году и происхождение которых установить не удалось. Теперь Кыштым производит сувениры «Пришелец Алёшенька».
Мастера из Татарстана, которые занимаются художественной обработкой дерева, отмечают, что большей популярностью в последнее время пользуются подставки под планшеты и телефоны.
Помимо традиционных матрешек, изделий из бересты, кожи, камня и стекла, также на выставке можно было увидеть образцы гончарного мастерства, сувениры из батика и бивней мамонта. Стоимость последних, к слову, доходит до 3-4 тыс. рублей. Умельцы привлекают посетителей как могут: детей заманивают сладостями, молодых девушек — ювелирными украшениями, хозяек — натуральным вареньем и маслом, а мужчин — авторской медовухой и колбасой из оленины. Кировскую область на фестивале представили фабрика шоколада «Криолло» и «Юркин парк». Дымковская игрушка, завоевавшая несколько наград в прошлом году, в этом взяла паузу.
Надежда Менчикова, глава кировского городского отделения «Союза художников России», рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются ее производители.
-Популярны были те сувениры, которые имеют низкую цену. Стоимость должна быть доступна для любого туриста, даже школьника, — поделилась она. — Но для дымковской игрушки, которая делается вручную, сложно предоставить такой дешевый ассортимент. Мы сделали для себя очень серьезные выводы после этого конкурса и приступили к решению проблемы. Дымковскую игрушку нам сделать дешевой очень сложно, но, чтобы любой школьник, любой малообеспеченный турист мог с собой что-то взять на память, мы разработали небольшой спектр печатной продукции: закладки и маленькие календарики. По словам Менчиковой, они поступили в продажу с начала весны и пользуются спросом.
После завершения торжественной части гостям и участникам фестиваля продемонстрировали региональные туристические маршруты в рамках экскурсионной программы. Обратят ли туроператоры свои взоры в сторону Вятки и ее культурного наследия, покажут предстоящие новогодние праздники.
Кстати
Анна Шакина, заместитель министра культуры Кировской области:
Чем сегодня живет «Васнецовское Рябово»?
— «Рябово» продолжает жить и работать. Вы знаете, что это филиал Вятского художественного музея имени Васнецовых. Сотрудники «Рябово» выиграли несколько грантов, они проводят мероприятия событийного туризма. К сожалению, вопрос с гостиницей, который поднимался, в настоящее время так и не решен (газовое отопление туда не дотянули). Но музей принимает всех желающих, а гостей из различных регионов достаточно много, он сделал абонементы и работает в этом направлении со школьниками близлежащих территорий (Зуевского и Кирово-Чепецкого районов). «Рябово» само себя окупает и перевыполняет те планы, которые есть по посещаемости. Конечно, с точки зрения развития туристического маршрута, с этим еще надо работать. Это не только культурная составляющая, но и инфраструктура: кафе, гостиницы, автостоянки. Поверьте, с точки зрения культуры, это все поднять невозможно.